Таинства Православной Церкви
Таинства (от греч. «мистерион» – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. В широком смысле этого слова всё совершаемое в Церкви является Таинством. «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом», - отвечает архимандрит Иустин (Попович).
Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божией. Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божия» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, которым Он Сам даровал право совершать Таинства, являются поставленные епископы и священники Православной Церкви.
По традиции из многочисленных благодатных священнодействий выделяются семь собственно Таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение. Всем им присущи следующие необходимые признаки: богоучрежденность; невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве; видимый образ (последование) его совершения.
В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.
В Таинстве Крещения человек омывается от первородного греха, а также ото всех грехов, совершенных им до Крещения, возрождается в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви.
В Таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам (через помазание святым миром частей тела) благодатный дар Духа Святого, ставящий человека на путь духовной жизни.
В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.
В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни, получает благодать обожения через единение с Господом Иисусом Христом.
В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.
В Таинстве Священства через святительское рукоположение (хиротoнию) избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Все Таинства Православной Церкви делятся на неповторяемые (Крещение, Миропомазание, Священство) и повторяемые (Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак).
Кроме того, существуют две категории Таинств: обязательные для всех христиан (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение) и необязательные для всех (Брак и Священство).
Таинства являются священнодействиями, совершаемыми в Церкви и Церковью. В них через молитвенный призыв Церкви человеку ниспосылаются Богом благодатные дары Духа. Таинства приоткрывают перед людьми, приступающими к ним, реальность иного мира, Небесной Церкви, и способствуют духовному перерождению.