29.12.17. Рождественское послание Преосвященного Иннокентия, епископа Мариинского и Юргинского

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ИННОКЕНТИЯ, ЕПИСКОПА МАРИИНСКОГО И ЮРГИНСКОГО, освященному клиру и боголюбивой пастве – всем верным чадам Мариинской епархии Русской Православной Церкви

Христос раждается, славите!

Возлюбленные о Господе пастыри, дорогие братья и сёстры!

Сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Христова – днём, когда во всех храмах мы слышим обращённое к нам ангельское благовестие: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11).

Завершился Рождественский пост, каждый день которого мы шли на встречу с обетованным Мессией – Христом, и теперь в духовном Вифлееме мы с трепетом предстоим воплотившемуся Богу Слову. Исполнилось обетование Первоевангелия: «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15). Утешение получает и праматерь, пророчески наречённая Евою, что значит «дающая жизнь», ибо Пресвятая Дева Мария – Новая Ева рождает подлинную Жизнь – Христа. В церковном песнопении этого дня мы прославляем Божественное снисхождение к падшему человеческому роду: «Ты пришел как равный людям, добровольно приняв плоть от Девы, чтобы счистить яд змеиной головы, и приводя всех, как Бог, к живоносному свету от бессолнечных врат» (тропарь 4-й песни канона Рождества Христова).

История грехопадения первых людей касается всех и каждого в отдельности, потому что, став реальностью однажды, податливость злу проявляется во всём последующем бытии человечества, в жизни каждой личности. Святитель Григорий Палама говорит: «Некогда виновник зла – змий превознесся над нами и увлёк нас в свою пропасть». Смертоносная сила греха толкала первых людей восстать против Бога, и древний Адам, отступив от истинной Жизни, прельстился. Зло стремилось насадить свои порядки ещё в раю. Если Творец дал Адаму боготканые одежды жизни, то «виновник зла... восхотел облечь его в одежды смерти». С хитростью приступил он к прародителям, представая перед ними как друг и советник. Не сразу, но исподволь его притворная доброжелательность приносит ему победу, и он свою «смертоносную силу, как яд, вливает в человека» (святитель Григорий Палама). Человек отравлен преступлением, изменению подверглась не только созданная из земли плоть, во мрак погрузилась и богоподобная его душа.

Подобно невозделанному полю в притче о посеянном добром семени последующая история человечества дала обильные всходы плевел: соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, зависть, своекорыстие. Но Бог не оставил Своё творение. Он продолжает говорить с человеком неподкупным голосом его совести. А ощущаемая грешником богооставленность есть свидетельство свойственной душе человеческой жажды Бога, которую невозможно заглушить никакими земными удовольствиями.

Светлым лучом во мраке богозабвения и идолопоклонства начал новую эру сынов Адама долгожданный Спаситель. В тропаре 5-й песни канона праздника вспоминается, что «народ, прежде омраченный, наконец, увидел свет вышнего сияния; язычников же Сын приводит к Богу в наследие, подавая неизреченную благодать там, где наиболее процветал грех».

Сын Божий приходит на землю, чтобы спасти погибающего во грехе человека. На страницах Библии без прикрас изображена история ветхозаветного человечества. Есть там и уклонение в язычество от истинного богопочитания, и всенародное отступление от богооткровенного Синайского закона, и личные грехопадения... Евангелисты приводят родословие Христа полностью, из списка праотцов они не исключают никого: праведного и согрешившего. Этим подчеркивается милосердие Божие: Христос «взял на себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 53, 4), и это никоим образом не умаляет Его достоинства.

Чем же может ответить грешный человек на эту великую проявленную к нему милость воплотившегося Господа? Церковь предлагает нам научиться у мудрых волхвов, которые, узнав о рождении Спасителя, оставили город греха и отправились в нелёгкий путь на поклонение Солнцу Правды. «Дочь Вавилона влечет к себе из Сиона плененных сынов Давидовых, но посылает и своих сынов – волхвов с дарами на поклонение Дочери Давидовой, принявшей в Себя Бога» (тропарь 8-й песни канона Рождества Христова).

Сегодняшний праздник говорит нам, что история человечества христоцентрична. С пришествия Сына Божия на землю началась новая эра жизни людей: эра жизни с Богом. «С нами Бог!», «На земле мир, в человецех благоволение!», – победно воспевает Церковь, призывая избегать вражды, лишающей людей внутреннего мира, разделяющей родителей и чад, разрушающей семьи, выливающейся в гражданское противостояние в обществе. Любовь Божия осияла наш мир, и мы должны измениться, очиститься от змиева яда превозношения, зависти, гордости, лукавства, тщеславия, эгоизма.

Каждый из нас да совершает своё дело не из-за корысти, а с любовью к ближним. Зло не должно владеть нами, ведь в сердце каждого из нас всеяна частица Божественной Любви. Будем же её соработниками, постараемся избавить нашу жизнь от всего, что удаляет нас от Бога и мешает нам дорожить окружающими людьми.

Пусть родившийся ныне Богомладенец поможет преодолеть разделение и ненависть в современном обществе. Пусть празднование Рождества Христова соберёт разрозненные семьи, и во время Святок вернётся в нашу жизнь любовь к тем, кто живёт рядом с нами. Проявим внимание к особо нуждающимся: пожилым, одиноким, сиротам, инвалидам, обездоленным. Пусть этот праздник отогреет даже самые замерзшие сердца и звонким детским смехом наполнит наши дома!

С праздником, дорогие мои!

Христос раждается, славите!

+ ИННОКЕНТИЙ,
ЕПИСКОП МАРИИНСКИЙ И ЮРГИНСКИЙ